Главная | Жилищные вопросы | Гражданский кодекс рф статья857

Статья 857 ГК РФ. Банковская тайна

Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Правовое регулирование отношений в связи с банковской тайной в настоящее время осуществляется на основании двух основных норм — комментируемой статьи и ст. Кроме того, существуют отдельные федеральные законы, в которых содержатся специальные правила о правах отдельных органов получать сведения, составляющие банковскую тайну. Например, в банковской практике возник вопрос: В соответствии с п.

Таким образом, ГК РФ не уточнил, каким конкретно законом должны быть установлены случаи обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну. Получается, что нормы любого федерального закона, а не только ст. В связи с этим избирательные комиссии вправе требовать от банков информацию, необходимую им для проверки сведений о вкладах кандидатов в депутаты, на основании п.

При ответе на рассматриваемый вопрос следует учесть, что адресатами ответственности за непредставление сведений, запрошенных избирательной комиссией, в соответствии со ст.

Удивительно, но факт! Тайна распространяется и на движение вкладов размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.

Это понятие включает и банки. На основании изложенного представляется возможным сделать вывод, что перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. Поэтому требование избирательной комиссии о предоставлении таких сведений в отношении кандидата в депутаты, основанное на п. N ФЗ, должно быть исполнено банком. В последнее время издается достаточно много таких специальных законов. В результате состав органов, обладающих правом получать сведения, составляющие банковскую тайну, существенно и неконтролируемо увеличивается.

Этот правовой режим устанавливает: Состав сведений, на которые распространяется режим охраны банковской тайны, различается по комментируемой статье и ст. Обязанность хранить банковскую тайну возлагается на банк или небанковскую кредитную организацию в качестве одного из условий договора банковского счета, предусмотренного законом п. Однако круг субъектов, обязанных обеспечивать соблюдение правового режима охраны информации, называемого банковской тайной, значительно шире.

Статья 26 Закона о банках возложила такую обязанность на кредитные, аудиторские организации, Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, банковские платежные агенты. Статьи 7 и 17 Федерального закона от 30 декабря г.

Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, об операциях по счетам и вкладам, о своих клиентах п. Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковского обслуживания своего клиента. Таким образом, обязанность хранить банковскую тайну имеет для банка договорный характер, а объектом ее охраны являются сведения о личности клиента, его операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету кроме сведений о клиенте , если она не взяла на себя дополнительные обязательства.

Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется на основании ст. Тайна распространяется и на движение вкладов размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр. Сведения о клиенте упоминаются только комментируемой статьей. Однако этот термин законодательством не раскрывается. Отсюда следует, что банк вправе самостоятельно уточнить состав сведений, составляющих банковскую тайну, в их числе сведения о клиенте.

Однако во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется делать это по договоренности с клиентом, включив в договор банковского счета соответствующее условие.

Удивительно, но факт! Должностные лица и иные работники вышеназванных организаций могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в порядке и случаях, которые установлены Трудовым кодексом РФ. Перечень государственных органов, которым банки обязаны предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, определен в статье 26 Закона о банках.

К сведениям о клиенте могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и других положениях клиента. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

Правовой комментарий к статье 857 "ГК РФ"

По мнению Конституционного Суда РФ, сведения о вкладах и счетах граждан в банках представляют собой информацию персонального характера, поэтому законодатель установил специальный правовой режим банковской тайны Определение КС РФ от 19 января г. При таком подходе к пониманию банковской тайны возникает проблема соотношения этого понятия с понятием персональных данных.

Однако объект охраны такой личной тайны — информация о частной жизни физического лица — может быть одновременно объектом любой профессиональной тайны — врачебной, адвокатской, налоговой, банковской и т. В таком понимании банковская тайна представляет собой один из способов соблюдения личной тайны, когда информация о частной жизни физического лица получена банком в рамках осуществления им свой профессиональной деятельности. Охрана этих сведений должна осуществляться на основании, во-первых, Закона о персональных данных и, во-вторых, законодательства о банковской тайне — в части, не противоречащей первому Закону.

Помимо сведений, указанных в п. Бюро кредитных историй могут предоставлять указанные сведения только в объеме и порядке, которые установлены Законом о кредитных историях ст. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов. В соответствии со ст. Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря г.

Агентство по страхованию вкладов может получить информацию, составляющую банковскую тайну, как непосредственно от банков, так и в результате участия служащих Агентства в проверках кредитных организаций, осуществляемых Банком России. Банковскими платежными агентами называются юридические лица, которые не являются кредитными организациями, но в соответствии со ст.

Гражданский кодекс рф статья857 этот

Соответственно, банковские платежные агенты обязаны хранить в тайне сведения об операциях физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со ст. Пределы раскрытия банковской тайны порядок и условия предоставления указанной информации без согласия владельцев счетов определяются законодательством. В соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Законом о страховании вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Законом о противодействии отмыванию доходов.

По общему правилу органы предварительного следствия могут получать сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии возбужденного уголовного дела и согласия руководителя следственного органа ч. Специальное правило вытекает из ч. При применении указанных норм необходимо учитывать последующее изменение законодательства.

С 10 января г. N ФЗ , существенно ограничивающий права органов внутренних дел. Так, после вступления в силу этого Закона органы внутренних дел утратили право проверять имеющуюся информацию о налоговом правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства. Условия предоставления таможенным органам сведений, составляющих банковскую тайну, определяются ст. В соответствии с подп.

Другой комментарий к Ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации

Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации индивидуального предпринимателя. Форма форматы и порядок направления налоговым органом запросов в банк утверждены Приказом ФНС России от 5 декабря г.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены Приказом ФНС России от 30 марта г. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 ноября г. Статьей 6 Закона о противодействии отмыванию доходов установлен круг операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых подлежат передаче в КФМ России. Это операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает тыс. При осуществлении указанных операций кредитные организации в соответствии с п.

Кроме того, согласно подп. Работники кредитных организаций обязаны направлять в КФМ России любую информацию об операциях клиентов, если у них возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов п. Эти действия не могут рассматриваться как нарушение банковской тайны.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества ст. Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации ст.

В соответствии с ч. Деятельность судебных приставов-исполнителей урегулирована прежде всего Законом об исполнительном производстве. Если неизвестны реквизиты счетов должника, то судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. Из данной нормы вытекает, что право судебных приставов-исполнителей запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну, существует только в объеме, необходимом для исполнения исполнительного документа.

Статья 857. Банковская тайна

Порядок оформления запроса урегулирован во втором предложении ч. Согласно этой норме судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения у банков с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Корректное применение данного правила означает, что банк становится обязанным предоставить такую информацию по запросу судебного пристава-исполнителя, если ему одновременно будет представлено письменное согласие старшего судебного пристава. Из буквального толкования указанной нормы следует, что разрешение старшего судебного пристава-исполнителя должно касаться тех сведений, которые запрашивает судебный пристав-исполнитель.

Таким образом, старший судебный пристав-исполнитель должен проверять обоснованность запроса подчиненным приставом-исполнителем сведений, составляющих банковскую тайну. На практике имели место случаи, когда банк получал письмо старшего судебного пристава-исполнителя, содержавшее список подчиненных ему приставов-исполнителей, в отношении которых дано общее предварительное согласие на получение ими сведений, составляющих банковскую тайну по делам, которые когда-либо будут находиться в их производстве. В этом случае вместо разрешения на получение информации объект банку представили разрешение на выполнение приставами субъектами дополнительных функций.

Вполне очевидно, что такое общее предварительное согласие может представлять потенциальную опасность, поскольку перечисленные в письме старшего пристава-исполнителя лица могут уволиться, о чем банк не сможет вовремя узнать, и продолжать неправомерно запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну.

В связи с изложенным представляется, что банк должен предоставлять судебным приставам-исполнителям сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии письменного согласия старшего судебного пристава-исполнителя на получение в банке конкретных запрашиваемых сведений. Форма запроса судебного пристава-исполнителя утверждена приложением N 43 к Приказу Министерства юстиции РФ от 25 июня г. Однако средства на банковском счете могут наследоваться также на основании нотариально удостоверенного завещания и на основании закона. В двух последних случаях сведения, составляющие банковскую тайну, наследникам не выдаются до получения ими свидетельства о праве на наследство; 2 нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков.

Учитывая, что клиентом банка вкладчиком может быть российский гражданин, иностранец или лицо без гражданства, российские нотариальные конторы могут запрашивать у российских банков сведения, составляющие банковскую тайну, обо всех указанных умерших лицах в случаях, когда наследство открывается на территории России; 3 иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан. Отсюда следует, что если наследство было открыто за границей, российские банки не обязаны предоставлять консульским учреждениям сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении умерших лиц без гражданства — владельцев счетов и вкладов в российских банках.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом ст. Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков.

Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. Должностные лица и иные работники вышеназванных организаций могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в порядке и случаях, которые установлены Трудовым кодексом РФ. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, может повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст.


Читайте также:

  • Телефонное мошенничество статьи ук рф
  • Как поделить имущество в гражданском браке
  • Оплата при увольнение при ликвидации предприятия
  • Салоны обмен старых автомобилей на новый
  • До кого года действует приватизация
  • Обжалование штрафов гибдд в самаре