Главная | Семейное право | Проблемы налогообложения недвижимого имущества

Налог на недвижимость в России

Проблемы реформирования налогообложения недвижимости История вопроса Существующая система имущественных налогов для юридических лиц тормозит инвестиции, делает невыгодным обновление основных фондов предприятий-производителей. Платежи за землю нестабильны, ставки налога и арендной платы меняются практически ежегодно, что затрудняет расчеты экономической эффективности инвестиционных проектов, особенно средне- и долгосрочных. Существенная разница в налогообложении имущества юридических и физических лиц стимулирует искусственное снижение налогового бремени путем переоформления объектов на физических лиц.

Налогообложение имущества физических лиц неэффективно с фискальной точки зрения по большой части объектов сборы меньше, чем расходы на управление налогом , и не обеспечивает справедливого распределения налогового бремени.

Похожие статьи

Значительная часть наиболее дорогих вновь построенных объектов не облагается налогом, поскольку законодательство не требует их ввода и регистрации прав. Методики определения налогооблагаемой стоимости устарели, жилье лучшего качества и местоположения часто по инвентаризационной стоимости дешевле, чем крупнопанельные отдаленные новостройки, в отличие от рыночной стоимости.

Эти недостатки существующей системы были учтены Минфином России при подготовке Налогового Кодекса, который предусмотрел возможность замены налогов на имущество и землю консолидированным налогом на недвижимость. Концепция эксперимента Цели , реализацию которых должно обеспечить введение налога на недвижимость в городах Новгороде и Твери, подразделяются на две группы. Тактические цели — разработать приемлемую для российских условий модель налогообложения недвижимости и проверить ее работоспособность, в целях модификации проекта Налогового Кодекса.

Стратегические цели обусловлены взаимосвязью налоговой системы и задач развития федерализма и демократических институтов местной власти, и обеспечения экономического роста: Социально-экономические ограничения , которые были учтены при подготовке эксперимента: Суть эксперимента - заменить налоги на имущество и землю консолидированным налогом на недвижимость на основе рыночной стоимости.

Одновременно изменить методику определения арендной платы за землю, нежилые помещения, жилье плата за найм , увязав ее с оценкой рыночной стоимости для целей налогообложения. Целевые ориентиры задачи при определении политики налогообложения недвижимости: О ходе подготовки к введению налога на недвижимость в Великом Новгороде и Твери — по состоянию на октябрь г. При создании реестров была проведена идентификация объектов недвижимости, путем присвоения кадастровых номеров, основанных на кадастровом номере земельного участка. Легитимность информации реестра обеспечивается ответственностью Земельного комитета, БТИ, органов регистрации прав, других подразделений местных и государственных органов за поддержание в актуальном соствоянии соответствующих подразделов реестра.

В дополнение к объединению данных из архивов, были выполнены натурные обследования объектов нежилого назначения, обеспечившие полноту учета объектов, расположенных на территории городов. К настоящему времени реестры содержат данные по объектов в г.

Удивительно, но факт! Впервые обсуждение этой проблемы было затронуто еще в середине х годов. При определении налоговой базы по кадастровой стоимости налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих п.

Твери и по объектов в г. Переучет объектов позволяет инициировать уточнение информации о правовом статусе и правообладателях по незарегистрированным объектам. Разработаны модули, позволяющие обеспечивать ввод, хранение и корректировку данных, выполнять массовую и единичную оценку объектов недвижимости, производить статистический анализ. Для контроля качества оценки проводились натурные обследования, регламентирована процедура внесения корректировок в модельные оценки объектов.

На экспериментальной основе отработана процедура выпуска уведомлений об оценке, механизм рассмотрения апелляций по вопросам учета и оценки недвижимости для целей налогообложения. По мере уточнения данных реестра, результатов оценки и плановых доходов бюджетов от заменяемых налогов просчитывались различные варианты сочетаний ставок налога, базы, льгот.

Расчеты выявили, что сохранение доходов бюджетов в случае единовременной замены налогов на имущество юридических и физических лиц и земельного налога налогом на недвижимость может быть обеспечено только в том случае, если одновременно меняется арендная плата за землю и осуществляется переход к ее определению на основе рыночной стоимости. Однако, в этом случае не удается избежать резких изменений налогового бремени по группам плательщиков, и вследствие этого обострения социально-политических последствий эксперимента.

Такое развитие событий оценено как неприемлемое, и разработан сценарий постепенного перехода, позволяющий избежать резких изменений налоговых обязательств при одновременном сохранении росте доходов бюджетов. Закон предусматривает продление сроков эксперимента и введение переходного периода, в течение которого будет осуществляться поэтапный переход к налогу на недвижимость и замена действующих имущественных налогов.

В Новгороде было проведено социологическое обследование населения, разработана программа работы с налогоплательщиками, в обоих городах проводились разъяснения сути эксперимента через средства массовой информации. Подготовка к введению налога на недвижимость осуществляется по следующим направлениям на основе опыта Новгорода и Твери Нормативно-правовое обеспечение реформы — подготовка и принятие следующих документов: Материально-техническое и кадровое обеспечение: Создание программного обеспечения — автоматизированной информационной системы налогообложения недвижимости, создание структуры базы данных для города района.

Проведение переучета недвижимости и создание реестра недвижимости для целей налогообложения: Проведение переучета прав на объекты недвижимости для целей налогообложения. Анализ рынка и проведение массовой переоценки недвижимости на основе рыночной стоимости для целей налогообложения Проведение вариантных расчетов и анализ последствий введения налога на недвижимость по группам плательщиков и выработка политики налогообложения недвижимости согласование базы налога, ставки, льгот Выработка скоординированной политики определения арендной платы за землю, нежилые помещения и жилья платы за найм , на основе рыночной стоимости — с тем, чтобы налоговое бремя собственника объектов было не больше меньше размеров платы за право пользования, а стоимости аналогичных объектов оценивались приметно одинаково.

Работа с общественностью, разъяснение целей проводимой работы, анализ общественного мнения и разработка кампании поддержки реформы. Вопросы распределения функций ответственности и доходных поступлений Налог на недвижимость может обеспечить реализацию доходного потенциала недвижимости и стать источником стабильных доходов бюджета только при условии, что в его введении заинтересованы местные власти.

Только при заинтересованном участии муниципальных образований и их подразделений поселковых и сельских округов, районов города возможно обеспечить полноту охвата базы налогообложения и собираемость налога.

проблемы налогообложения недвижимого имущества указал

В настоящий момент ни одно из федеральных ведомств не в состоянии без участия и поддержки муниципий собрать информацию о том, где и что именно построено на земле. Условием эффективного управления и налогообложения недвижимости является налаживание системы налогового учета и оценки недвижимости. Учет недвижимости по разрозненным категориям создание реестра государственного имущества, реестра объектов незавершенного строительства и т.

Создание полного реестра недвижимости требует значительных усилий и ресурсов - как материально-технических, так и организационных и кадровых. Местное самоуправление заинтересовано в увеличении доходности недвижимости больше всех, и более других способно решить эту задачу.

Однако, для минимизации суммарных затрат и сокращения сроков работ потребуется нормативно-правовая поддержка на федеральном уровне и координация деятельности территориальных подразделений Госкомзема, Минюста, МНС, а также органов технической инвентаризации, архитектурно-градостроительных органов и ГАСН. Часть работ, необходимых для создания реестра, входят в круг основных обязанностей вышеперечисленных служб например, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, или актуализация картографического материала , однако сроки исполнения этих задач нескоординированы, проблемные ситуации не анализируются комплексно исходя из межведомственной задачи создания реестра , нормативно-правовая база недостаточна.

При создании реестров недвижимости в Великом Новгороде и Твери накоплен большой опыт, проблемы пригородного района обозначены при подготовке к созданию реестра недвижимости Одинцовского района, поэтому представляется целесообразным согласовать функции и направления работы подразделений Госстроя, Госкомзема, Минюста, Минкомимущества и Госналогслужбы в процессе создания реестров недвижимости в городах и районах, готовящихся присоединиться к эксперименту по налогообложению недвижимости.

Существующая система бюджетных отношений обусловливает нестабильность местных бюджетов, и по существу препятствует использованию резервов. Так, местные органы власти не заинтересованы в повышении платы за землю, так как сопутствующие этому политические риски не компенсируются за счет повышения доходов — половина поступлений уходит в вышестоящие бюджеты.

Для того, чтобы налог на недвижимость стал реальной альтернативой и стабильным источником доходов бюджета, необходимо определить бюджетные отношения таким образом, чтобы поступления средств от налога на недвижимость в бюджеты муниципальных образований и бюджеты субъектов федерации создавали заинтересованность в создании реестра и введении налога на недвижимость. Если эта задача будет решена, и реестр недвижимости территории создан — это существенно ускорит и упростит создание системы регистрации прав на недвижимость, создание земельного кадастра, управление государственной и муниципальной недвижимостью, контроль за ведением строительных работ, и одновременно обеспечит решение многих задач муниципального уровня.

Стратегические цели и результаты эксперимента Введение налога на недвижимость должно существенно изменить режим землепользования, стимулировать эффективное использование городских земель. Однако, учитывая относительно небольшую долю земель, используемых на основе права собственности, изменение налогообложения должно сочетаться с реформой арендной платы за землю. Изменение арендной платы за землю преследует следующие цели: Стабилизация ставок платежей за городскую недвижимость и четкое определение перспектив их изменения существенно повлияет на инвестиционные процессы в городе, повысит спрос на городскую недвижимость со стороны инвесторов - как внешних, так и внутренних.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Таким образом, учитывая ограниченность земли как ресурса, повышение спроса вызовет повышение рыночной стоимости недвижимости, и соответствующий рост доходов бюджетов. Устанавливать ставки налога на недвижимость и арендной платы за землю и планировать их изменение можно на основе целевых установок, во-первых, в части бюджетных доходов, во-вторых в части стимулирования инвестиционной деятельности.

В Приложении 2 приводится иллюстрация выработки стратегии налогообложения недвижимости динамики ставок и коэффициентов налогообложения , регулирования арендной платы за землю и установления условий выкупа земель в собственность для неприватизированных предприятий, исходя из задачи роста поступлений от регулярных платежей за землю земельной составляющей налога на недвижимость и арендной платы в течение 10 лет. Переход к налогообложению на основе рыночной стоимости позволит прогнозировать поступления при различных вариантах политики органов власти, и обосновывать выбор политики землепользования, налогообложения, стимулирования инвестиционной деятельности.

Помимо положительных эффектов за счет повышения доходности недвижимости, стабилизация налогового режима в части имущественных и земельных платежей улучшит предпринимательский климат и стимулирует деловую активность на территории городов. Это позволит собирать больше налогов на доходы населения, и прибыль предприятий.

Таким образом, фискальные результаты введения налога на недвижимость будут больше, чем просто от увеличения сборов с недвижимости. Кроме того, результат в части доходов в бюджет будет сочетаться с широкими социально-экономическими изменениями - в части более интенсивного и рационального использования городских земель, обеспечения прозрачности бюджета и демократизации управления территорией.


Читайте также:

  • Взыскание материального ущерба в трудовом законодательстве
  • Ипотека ру в ростове
  • Газета коммерсант объявления о банкротстве